Скоро в жизнь или как выбирают профессию
Проблема выбора профессии встает перед каждым молодым поколением. Выбор всегда сложен, так как даже подросток понимает, что выбранная им профессия определит дальнейшую успешность в жизни и удовлетворенность собственной деятельностью.
С каждым годом система мировых знаний, умений и навыков (далее ЗУН) обогащается и усложняется, это вызывает необходимость снижать возраст восприятия информации и сокращать программу обучения, отказываться от каких-либо ЗУН в пользу других.
История профориентации насчитывает века и даже тысячелетия. В III тысячелетии до н.э. в Китае существовала широко распространенная должность и профессия правительственного чиновника. Соответственно и здесь появились первые элементы профотбора на эту должность.
Да и в нашей эре любой ремесленник, прежде чем взять ученика - подмастерье оценивал его качества, его проф. пригодность. Хотя здесь иногда играли роль родственные и дружеские связи, то есть, говоря современным языком - «блат».
Удачное трудоустройство в наше время без нужных связей практически невозможно, поэтому давайте рассмотрим определение слова «блат».
Блат — жаргонное слово, широко распространённое на территории бывшего СССР, означающее знакомство или связи, используемые в личных целях и ущемляющие интересы третьих лиц. Нынешнее значение слова «блат» — полезные связи, знакомства, благодаря которым можно получить какие-то блага в обход общепринятых правил и законов, как правило, в ущерб интересам общества или государства. «По блату» — благодаря выгодному знакомству, через «нужных» людей.
От далекой истории древнего мира давайте перейдём к тому, что ближе нам. Какова история профориентации в Cоветском Cоюзе?
В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации были важнейшими темами марксистской идеологии. При ЦИТе (Центральном институте труда, открытом в 1921 году по прямому указанию В.И.Ленина) создана лаборатория, занимающаяся вопросами профориентации.
Это объяснялось тем, что правительство СССР, рассматривая производство, как спасательный круг для возрождающейся экономики пытались любыми способами рационализировать производство. Оно поступилось даже основными принципами уравнивания всех под одну гребенку и предоставило подросткам определенный выбор по их интересам.
В школах формировали мотивы к выбору определенных профессий, что облегчало профориентацию (выбирали то, что нужно государству). В середине 20-х годов XX века в СССР по западному образцу была создана советская психотехника, включающая и профориентацию. Однако, не просуществовав и десяти лет, она была запрещена. Ее лидер Исаак Нафтульевич Шпильрейн, получивший образование в университетах Гейдельберга и Лейпцига и занимавшийся в числе прочих проблемами профориентации и профотбора, был арестован по обвинению в контрреволюционной пропаганде и троцкизме и расстрелян в 1937 году.
В мае 1924 года появилась первая Лаборатория профконсультации, организованная по инициативе А.Ф.Кларка при Ленинградском Институте по изучению мозга. В 1928 году организуются Бюро по профконсультации в Свердловске, Ростове-на-Дону, Иваново-Вознесенске, Брянске, Киеве и Одессе, а в 1929 году – в Перми, Ярославле, Шахтах. За период с 1930 по 1933 годы – открыто 47 Бюро профконсультации, стали готовить профконсультантов. В школах вопросами профориентации (профотбора) занимались педагоги.
Но уже в 1936 г. вышло Постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса»: наступление на гуманитарные науки началось именно с профориентации. Именно она оказалась самой уязвимой. В 1937 г. произошла отмена трудового обучения в школе и резкое свертывание профориентационной работы. Таким образом, в период сталинского тоталитаризма – профориентацию, связанную с проблематикой свободы выбора, просто запретили.
Только в конце 1950-х гг. стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации. В 1960-е гг. была организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР (А.Н.Волковский), открыта лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве (Б.А. Федоришин); организован НИИ трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР - (А.М. Голомшток).
С середины 1960-х гг. до середины 1980-х гг. профориентацию не запрещали, но уровень разработок еще более понизился. Это было время, когда на официальном уровне призывали: «Всем классом на ферму!», «… на завод!», «…на комсомольскую стройку!». В таких призывах на первом месте оказывались не интересы личности, а интересы народного хозяйства и обороноспособности страны.
И только в 1970-х годах профессиональная ориентация в СССР была реабилитирована. Она восстановлена благодаря трудам знаменитого психолога Е.А. Климова, работавшего в то время в Ленинграде в Институте профессионально-технического образования. Его классификация профессий до сих пор служит фактическим стандартом в России (типы профессий по предмету труда: «человек», «техника», «знаковая система», «художественный образ», «природа»).
1980-е годы ознаменовались появлением центров профориентации молодежи в большинстве крупных городов СССР. Это были специализированные межотраслевые научно-методические центры, которые управлялись и финансировались Министерством образования и Министерством труда. Центры профориентации объединяли высококвалифицированных психологов, решавших практические задачи. Это был один из наиболее серьезных в то время запросов общества по отношению к психологической науке.
В итоге, в 1986 г. была создана реальная государственная служба профориентации молодежи с перспективой дальнейшего совершенствования.
В настоящее время разработаны тысячи программ профориентационной деятельности, предпрофильной подготовки школьников во многих школах Российской Федерации и СНГ.
Компоненты профориентационной работ:
- формирование профессионального опыта и профессиональной направленности учеников в учебно-воспитательном процессе;
- ознакомление с профессиями, профессиональными учебными заведениями (профессиональная информация), и формирование у учеников мотивов выбора профессии;
- организация практической деятельности в соответствии с особенностями учеников, с требованиями избранной профессии (профессиональная активизация);
- консультационная помощь ученикам при профессиональном самоопределении;
- изучение личности ученика;
- управление мотивацией выбора профессии;
- работа учителей, психологов, социальных педагогов с учениками;
- проверка успехов ученика в избранной профессии;
- предоставление помощи ученикам при вступлении в вузы, профессиональные учебные заведения.
При проведении занятий курса используются различные формы и методы работы:
- игровые процедуры, которые моделируют определенные ситуации;
- работа с научными и публицистическими текстами (самостоятельное чтение и организация понимания через обсуждение в группах);
- дискуссии, беседы, групповая работа, интерактивные лекции;
- профориентационные игры;
- проблемно-игровые и учебно-профессиональные ситуации;
- проведение диагностических методик с последующим обсуждением результатов;
- индивидуальные задания даются для углубления знаний из отдельных вопросов с целью повышения заинтересованности учеников к определенным областям знаний, расширения представлений, о возможностях использования своих способностей;
- проводятся конкурсы «Лучший в профессии», соревнование широко используется и на уроках и при организации внеклассной работы;
- создаются вечера техники, недели художественного творчества, посвященные рассмотрению определенных категорий профессии;
- подготовка рефератов, альбомов, фотомонтажей, о профессиях способствует расширению знаний о профессиях, где ученики самим придется подбирают необходимый материал;
- создаются клубы будущих специалистов;
- участие в кружках за интересами.
Помимо профориентационной работы, проводится также ранняя предпрофильная подготовка школьников. Она осуществляется в форме организации классов спец. подготовки, обучение в которых даёт школьникам возможность более глубоко изучать те предметы, которые необходимы для поступления в тот или иной ВУЗ. Иногда обучение в таком классе гарантирует поступление, и даже сокращенный срок обучения.
Помимо этого сейчас вводится ранняя специализация в начальных классах! Углубленное изучение иностранных языков и информационных технологий, начиная с I класса!
К чему мы приходим?
В 6 лет родители признают свое чадо достаточно созревшим для школы, записывают его на английский, на плавание, танцы и т.д., полностью сломив личные интересы отсутствием свободного времени и друзей.
В 10 лет переводят его в V класс, минуя IV (а зачем тратить год). И уже в 12-13 лет перед подростком встает вопрос, какой класс выбирать: физико-математический или гуманитарный, и если здесь можно отложить свой выбор, то в 14-15 лет, когда ученик переходит в старшие классы, ему, скорее всего, придется по указке родителей сделать, якобы, свой осознанный выбор.
Таким образом, мы получаем незрелую личность, которая совершает выбор своей профессии, не осознанно, а под давлением и влиянием общества в роли педагогов и родителей. Будет ли школьник доволен своим выбором через 5 или 10 лет остается загадкой.
Всегда ли профориентация даёт положительные результаты на практике? Разумеется, нет.
Я не являюсь яростным её противником. Я, как педагог, выступаю за рациональное применение любых психовоздействующих педагогических технологий. При этом никогда не смогу оправдать снижение возрастной планки на деятельность. Ведь студент, окончивший институт в 21 год не всегда является зрелой личностью, готовой к самостоятельной жизни в обществе.
В профориентационной деятельности основными осложняющими факторами являются:
- субъективное, не соответствующее реальной ситуации мнение о своём ребенке (как возносящее, так и принижающее качества личности);
- неустойчивость профессиональных интересов ребёнка.
Исходя из всего вышесказанного, возникает лишь 3 вопроса, и ответы на них же:
• Нужна ли специализация и профориентация обучения школьников?
Безусловно, нужна. Но выбор профессии не должен висеть над ребёнком как дамоклов меч. Подросток должен понимать, что от того как скоро он определится в своих профессиональных интересах и какую область знаний они охватят, будет зависеть всё его будущее благополучие.
Вам придётся учесть и тот факт, что уговорами, доводами, а уж тем более криками, вы никогда ничего не добьётесь. Необходимо просто методично посвящать ребёнка в спектр имеющихся современных профессий, организовывать рассуждения на тему актуальности этих профессий в обществе и перспектив их развития. Важно провоцировать собственный мыслительный процесс: подросток должен сам убедиться в необходимости выбора той или иной профессии.
• Когда следует начинать подбирать профессию для ребёнка?
Если вы хотите чтобы ваше чадо обязательно овладело той или иной профессией, стоит задуматься об этом уже с пеленок. Вам придётся формировать у ребенка определенный склад характера, личностные качества, развивать соответствующие способности, воспитывать интересы. Притом, это должно происходить в чёткой системе взаимодействия ребенка с миром. Но всё же, хочется предостеречь родителей от непоправимых ошибок. Мы растим не роботов, а людей. К.Д. Ушинский писал: «Воспитание может многое, но не всё». Существуют определенные задатки личности, которые могут идти вразрез с вашими желаниями. Ребёнок может не реализовать всех своих возможностей, и остаться весьма посредственным специалистом в области знаний, которую ему предложили вы. Может быть, из него получился бы не фельдшер скорой помощи (вы хотели, чтобы он был врачом), а прекрасный экономист, предприниматель или, наконец, юрист.
• К чему приводит давление на ребёнка при выборе профессии?
Никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя давить на ребёнка, навязывать ему своё мнение, заставлять делать, так как вы хотите.
К примеру, один мой знакомый по настоянию своей бабушки поступил в Московский государственный геологоразведочный университет, и что вы думаете, проучившись в нём 1 семестр, он даже не стал сдавать сессию. Настолько ему было не интересно учиться. Этот случай далеко не уникален.
Около 20% студентов, поступая в ВУЗ, руководствуются не интересом к выбранной профессии; треть этих студентов вынуждены следовать прихоти своих родителей, семьи в выборе профессии. Часто детей обязывают продолжать династию, реализовать несбывшуюся мечту одного из родителей, выбрать перспективную в финансовом отношении профессию.
Большую роль в этом стремлении играет вышеупомянутый блат. Подросток и сам зачастую соглашается поступить на любую специальность, зная, что по окончанию обучения, а то и раньше его ждёт теплое местечко в фирме дяди, папином офисе, в бизнесе брата, сестры, на худой конец в НИИ у бабушки и т.д.
Даже выбирая самостоятельно человек, зачастую остается недоволен своим выбором, а если кто-то ему этот выбор навязал, то в случае неудач, все шишки полетят в того, кто навязал.
Дорогие родители, помните о том, что нельзя жить по старой еврейской поговорке «Мама прожила свою жизнь, мама - таки проживёт и твою». Дайте своим чадам возможность самим выбрать свой путь и, возможно он окажется гораздо более удачным, чем могли бы ему предложить вы.
С уважением, практикующий педагог специального дошкольного образования, Соляник Елена Юрьевна.
Источник:
Вы можете поделиться интересной и полезной информацией онлайн-СМИ © FranchExpert.ru о ведении бизнеса по франчайзингу, мировой экономике, fashion-ритейле, ресторанном бизнесе и туризме в социальных сетях и мессенджерах: